САБЛЯ
Сабля (от венг. szabni — резать), рубящее холодное оружие.
Состоит из стального изогнутого клинка с лезвием на выпуклой стороне и рукояти (эфеса). Появилась на Востоке в 6-7 веках, позже — на Руси и других европейских странах.
Сочетание кривизны клинка сабли со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивает силу удара и площадь поражаемого пространства. Эфес сабли имеет рукоять с темляком и крестовину с перекрестьем (восточные сабли) или иную гарду (европейские сабли). Ножны сабли бывают деревянные, обтянутые кожей, сафьяном и бархатом или металлические (19-20 века), вороненые, хромированные и никелированные с наружной стороны.
Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у степных народов Восточной Европы и Средней Азии в 7-8 веках. Первоначально сабля была как рубящим, так и колющим оружием. В 14 веке на сабле появляется елмань — утолщение в боевой части клинка, которое утяжеляло оружие и увеличивало силу удара. С этого времени сабля становится преимущественно рубящим оружием. Наиболее характерными саблями этого периода были турецкая и персидская с прямой рукоятью, крестовиной с перекрестьем на эфесе. Сабля имела малую массу (без ножен 850-950 г, с ножнами — 1100-1250 г), большую кривизну клинка, длину клинка 750-850 мм, общую длину — 950-970 мм.
В европейских армиях 18-19 веков сабли имели клинки средней кривизны, эфесы с громоздкими гардами в виде одной-трех дужек или чашеобразные. С 19 века ножны европейских сабель обычно делали из металла. Общая длина европейской сабли достигала 1100 мм, длина клинка — 900 мм, масса без ножен до 1100 г, масса с металлическими ножнами до 2300 г. В конце 19 века кривизна клинка сабли уменьшилась, и она вновь приобрела свойства колющего оружия. В иностранных армиях сабля была на вооружении до конца Второй мировой войны, а после нее саблю стали использовать как парадное оружие.
Персидские сабли представляют собой типичный образец восточного оружия с длинным клинком. Клинки наиболее известной персидской сабли шамшер — узкие, большой кривизны с плавным изгибом. Небольшая тонкая рукоять имеет маленькую головку и прямую длинную крестовину. Деревянные ножны обычно оклеиваются тисненой кожей, прибор их состоит из двух обоймиц и наконечника. Среди шамшеров чаще встречаются сабли с клинком без елмани. Шамшер стал основним типом сабли для всего мусульманского региона от Марокко до Пакистана. Его клинок часто гравируется изречениями из Корана.
Кавказские сабли схожи с персидским шамшером: клинок узкий, большой кривизны, плавного изгиба. Рукояти кавказских сабель тонкие, с небольшой крестовиной и головкой. Ножны деревянные, оклеены кожей. Прибор ножен обычно состоит из двух металлических обоймиц с кольцами и нередко наконечника.
На Кавказе было распространено несколько видов сабель. Они украшались и отчасти изготовлялись по национальным, исторически сложившимся образцам, по орнаменту сабель в большинстве случаев можно определить место их производства.
Легкая кавказская сабля имеет очень широкий короткий клинок слабой кривизны с долами и очень острым концом. Рукоять с черенком плоскоовального сечения, постепенно суживающимся к головке, которая делается в форме звериной головы с раскрытой пастью. Крестовина маленькая, иранского типа. Ножны деревянные, оклеены кожей, с прибором иранского образца.
Тяжелая кавказская сабля имеет широкий тяжелый длинный клинок, нередко с долами и елманью, массивную костяную или роговую рукоять с набалдашником в форме птичьей головы и большой массивной крестовиной. Ножны большие, плоские с тяжелым прибором, у наконечника обычно делается гребень.
Расцвет изготовления грузинских сабель приходится на 16-17 века. В их монтировке широко применялась чеканная медь, гравированное или гладкое серебро. Орнамент сабель — растительно-стилизованный, преимущественно состоящий из виноградных гроздьев. В 18-19 веках ножны грузинского боевого оружия — сабель, шашек, кинжалов — обычно оклеивались кожей или сафьяном, иногда бархатом. Некоторые грузинские сабли 17-18 веков имели скорее парадное предназначение, нежели боевое. Рукояти этих сабель с замкнутой полукруглой головкой имели очень сильный наклон назад, который не позволял эффективно использовать оружие в бою. На ножнах сабель прикреплялась колоколообразная юбка из сафьяна или обтянутая бархатом. Прибор обычно делался из прорезного и чеканного серебра, иногда с позолотой.
Хевсурские сабли (Хевсуретия — область в Восточной Грузии) в большинстве случаев относятся к типу легких кавказских сабель. Накладки на рукояти и ножнах и орнамент на них такие же, как и у хевсурских палашей.
В Армении были распространены легкие кавказские сабли, а также персидские шамшеры с характерным геометрическим орнаментом на приборе рукоятей и ножен. В центре орнамента армянских сабель расположены ромбовидная розетка, составленная из спирально извивающихся линий, и изображение животных (тигров или львов).
Азербайджанские сабли делаются по типу легких кавказских и персидских шамшеров. Обычно их металлический прибор украшается крупным густо расположенным растительно-цветочным орнаментом, исполненным золотой или серебряной насечкой. Особенностью этого орнамента является ярко выраженная стилизация его элементов и некоторая асимметричность. В Азербайджане были распространены и тяжелые кавказские сабли, украшавшиеся обычно золотой или серебряной насечкой. В азербайджанском орнаменте сильны элементы мусульманского искусства: арочные мотивы, редкие сильно стилизованные лепестки на извивающихся ветках, заключенные в своеобразных картушах.
В Дагестане были широко распространены легкие кавказские сабли с клинком иранского типа. Эти сабли, особенно изготовленные в Кубачах, отличаются исключительной пропорциональностью составных частей и большим изяществом форм и украшений. Кубачинские мастера используют разнообразные технические приемы украшения оружия. Это — простая и глубокая гравировка, чернь, позолота, канфарение, насечка, резьба, сочетание которых придает оружию исключительно нарядный и богатый вид. В основе одного из кубачинских орнаментов — «тутта» — лежит прямой длинный стебель с симметрично отходящими от него по обе стороны короткими прямыми или изгибающимися ветками, усаженными лепестками и цветками. Эти элементы имеют определенную стилизованную форму, количество их не превышает двух десятков, но применяются они в настолько разнообразном сочетании, что создается впечатление неповторимости рисунка.
Другой основной кубачинский орнамент — мархарай — имеет в своей основе извивающийся длинный стебель, от которого отходят по сторонам ветки, полные цветов. Орнаментами тутта и мархарай обычно покрывали всю украшаемую поверхность.
Два менее распространенных орнамента москов-накыш (московский рисунок) и сита (от русского слова «сито») появились в Кубачах в 16-17 веках с развитием русско-кавказских отношений. Москов-накыш (или представляет собой кустик или ветку, усаженные обычными кубачинскими лепестками и цветками, с использованием декоративных элементов русского орнамента. Орнамент «сита» представляет собой мелкую сетку из взаимно перекрещивающихся параллельных линий, между которыми вписывают точки, галочки и мелкие цветы.
Среднеазиатские сабли
В Средней Азии сложилась национальная форма сабли с узким клинком небольшого изгиба и простой рукоятью, имеющей очень маленькую прямую крестовину и большую головку, немного отклоненную назад. Ножны сабли были деревянными, с характерными обоймицами и наконечником. В Средней Азии были повсеместно распространены и сабли типа персидских шамшеров. Такие сабли получили конструктивную или декоративную доделку — своеобразный кожаный чехол на всю рукоять. От собственно персидских эти сабли отличаются художественным орнаментом, выполненным на приборе гравировкой, чеканкой, тиснением, эмалью, чернью, позолотой, насечкой в сочетании с самоцветами и, особенно бирюзой.
Наиболее древними из сохранившихся образцов сабель являются киргизские — узкие, длинные, со штыкообразными концами, приспособленные для прокалывания сквозь кольца кольчуги. Рукояти киргизских сабель с очень короткой крестовиной оклеиваются обычно кожей животных; тем же материалом оклеиваются ножны с левой стороны, правая сторона же оклеивается древесной корой. Оправа головок рукоятей и обоймиц на ножнах чаще всего серебряная с гравированным или черневым орнаментом.
Бирюза и эмаль бирюзовых и синих оттенков наиболее часто используются для украшения среднеазиатских саблей, особенно бухарских и хивинских. Чеканное и штампованное серебро иногда сплошь покрывает рукояти и ножны бухарских и хивинских сабель. Их портупеи украшаются массивными серебряными бляхами, также обычно с бирюзой. Клинки бухарских и хивинских сабель по форме очень близки к персидским. Нередко при изготовлении сабли использовались привозные персидские клинки. Но форма бухарских сабель — с небольшой елманью на узком клинке — местного происхождения. Бухарские сабли чаще всего украшаются стилизованным растительным орнаментом, исполненным росписной или перегородчатой цветной эмалью. Ножны бухарских сабель обычно обтягивались черной кожей, рукояти делались из целого куска нефрита; бирюза, самоцветы и серебро применялись для украшения рукояти, ножен и портупеи. Хивинские сабли украшаются чеканным серебром с растительно-цветочным крупным орнаментом в виде цветов яблони.
При украшении кокандских сабель растительный орнамент наносится обычно с помощью черни с гравировкой и позолотой.
Таджикские сабли отличаются массивными рукоятями и ножнами, украшенным тонким серебром с асимметричным крупным цветочным орнаментом, нанесенным легкой, неглубокой чеканкой или тиснением. У таджикских сабель рукояти обычно сплошь обшивались кожей или замшей с петлей для надевания на кисть руки. Ножны нередко обтягивались тканью вместо кожи.
Клинки афганских сабель не отличаются от персидских или индийских, но их рукояти обычно делают стальными с небольшой крестовиной, концы которой загнуты вниз. В орнаментации афганских сабель заметно влияние соседних стран. Для украшения клинков и прибора рукоятей и ножен используют насечку, гравировку, оброн. В орнаменте сочетаются как восточные элементы — арки, цветки, лепестки, так и европейские растительные и декоративные — завитки, раковины, при этом среди орнамента часто встречаются военные сюжеты или оружейная арматура.
Основной образец турецкой сабли имеет тяжелый широкий клинок с елманью и резким изгибом. Рукоять у нее массивная костяная или роговая, утолщающаяся к большой отогнутой назад головке и длинной, прямой крестовиной. Ножны сабли деревянные, в средней части оклеены кожей, с большим устьем, обоймицей, имеющей два кольца, и очень длинным наконечником. Для удобства вынимания клинка ножны имеют специальный вырез у устья. Облегченный вариант турецкой сабли имеет клинок персидского типа, но с крутым изгибом.
Во второй половине 19 века в турецкой армии была введена легкая офицерская сабля с небольшой рукоятью обычного типа и маленькой крестовиной с загнутыми в сторону клинка концами.
На Руси сабля известна с девятого века, с четырнадцатого века она стала господствующим видом холодного оружия в русской армии (в Западной Европе — с конца 16 века). В 15-17 веках саблей вооружались воины русской поместной конницы, стрельцы, казаки. С 18 века в европейских и русской армиях сабля состояла на вооружении личного состава легкой кавалерии и офицеров в других родах войск. В 1881 в русской армии сабля была заменена шашкой и сохранилась лишь в гвардии как парадное оружие, а также у некоторых категорий офицеров для ношения вне строя.
До 1874 на русском флоте использовалась морская полусабля — сабля с укороченным до 60 см клинком. Затем полусабля была заменена на морскую саблю с длиной клинка около 82 см.
Сабельный этикет
«Этикет сабли» считался пришедшим с Востока, где младший, салютуя саблей, одновременно прикрывает поднятой рукой глаза, как бы «ослепленный» великолепием старшего. По другой версии происхождение «этикета сабли» возводят к крестоносцам. Изображение распятия и креста на рукоятке меча и на эфесе сабли было обычным явлением во времена рыцарства. На кортике у английских моряков он сохранился до сих пор. Обычай целования креста или распятия перед боем был распространен в большинстве стран христианского мира.
В современном отдании воинской чести саблей или шашкой отражается древняя традиция. Поднятие сабли «подвысь», то есть эфесом к подбородку, — отражение старинного обряда целования креста на рукоятке. Опускание клинка острием вниз — знак признания своего подчинения.
В Англии сохранился еще один обычай, связанный с саблей. При суде над морским офицером обвиняемый, войдя в помещение суда, отстегивает саблю и кладет ее на стол перед судьями. Перед вынесением приговора он удаляется и, когда возвращается назад, по положению сабли узнает результат: если сабля лежит острием к нему — значит, он признан виновным, а если эфесом к нему — значит, он оправдан.