Одним из наиболее древних и простых видов оружия на Руси была дубина. Массивная, с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями или остроконечниками, она называлась у славян палица (ослоп). Иногда палицу "выращивали" в лесу. Для этой цели в комлевую часть молодого дуба или граба вбивали осколки твердых камней, которые через несколько лет прочно обрастали древесиной. Такой ствол и шел на изготовление палицы.

     Судя по былинам, русские богатыри довольно часто применяли это оружие; с помощью дубин и палиц они побеждали врагов родной земли, разбойников, чудовищ. К примеру, напуском смелый Алеша Попович победил Тугарина Змеевича, крепко хватив его дубиной между глаз, а Никита Кожемяка оходил Змея Горыныча десятипудовой палицей.
      И в реальной жизни дубины и палицы, несмотря на свою простоту, были весьма эффективным боевым оружием. Ими пользовались не только рядовые, но и знатные воины. Была палица и у великого князя Дмитрия Ивановича. В "Сказании о Мамаевом побоище" читаем: "И сел на своего боевого коня, и взял копье свое и палицу железную..."

      Дубина была и прообразом булавы - короткого жезла с массивным круглым или многогранным набалдашником на конце.

http://rj.foto.radikal.ru/0709/b6/685e2b0d78e8.jpg
      Если навершие было усеяно шипами, оружие называлось буздыханом. Булава известна на Руси с XI века. Она применилась и всадниками, и пехотинцами. Древнейшие русские булавы имели набалдашник в форме куба с четырьмя шипами. В ХII-ХIII веках в большом употреблении были булавы с относительно легким (200-300 г) бронзовым навершием сложной формы, насаженным на рукоять длиной 50-60 см.
     Дальнейшее совершенствование ударного оружия связано с необходимостью эффективного разрушения стойких пластинчатых доспехов. Стремление сделать удар более опасным приводит к появлению в XIII веке таких модификаций булав, как шестоперы и клевцы (чеканы). Навершие шестопера состоит из шести или более ( в таком случае он называется пернач) лопастей-перьев.

http://rh.foto.radikal.ru/0709/f7/3381a95fae29.jpg       
    У клевца же навершие представляет собой металлический молот, заостренный с обуха. Иногда чекан снабжался скрытым в рукояти вывинчивающимся кинжалом. Клевец предназначался для нанесения мощных навесных ударов, рассчитанных на пробивание шлема и брони. "Сделал наставления князь Александр и всадникам: ...а самого его (рыцаря) надежнее достать клевцом... с риторием первая забота - латы пробить*". Весьма популярным ударным оружием был кистень - короткая палка, на конце ко-торой укреплялась гибкая связь (цепь или ремень) с билом — "гарькой". Костяные, железные или бронзовые била могли иметь различную форму - грушевидную, яйцевидную, кубовидную и др. Поверхность отлитых из бронзы и заполненных свинцом гирек нередко украшали орнаментом. Кистень носили сзади за поясом или кушаком. Писатель Артем Веселый в романе о Ермаке "Гуляй Волга" отмечает эту деталь при описании казацкого вооружения: "За кушаками - пистолеты, широкие - в ладонь -ножи, кистени на перевязях из пожилины да кривые - азиатских статей - шашки".

http://rh.foto.radikal.ru/0709/53/dce0ef61df8f.jpg
      Булавы, шестоперы, кистени относились к оружию ближнего боя, применяемому в тесном конном или пешем сражении, когда трудно было ударить саблей или взмахнуть мечом. С их помощью наносились быстрые оглушающие удары по наседающему со всех сторон противнику. В ХVI - ХVII веках булавы и шестоперы становятся символами царской и воеводской власти. "Перед ним везут шестопер, или начальницкий жезл", - сообщает Д. Флетчер, повествуя о вооружении русского военачальника конца XVI века. Такое оружие, сделанное из золота, серебра или даже горного хрусталя и усыпанное драгоценными камнями, стоило очень дорого. Например, яшмовая с золотой ручкой, украшенной разноцветной эмалью, булава царя Алексея Михайловича оценивалась в 5 тысяч рублей - сумму огромную для XVII столетия (золотых дел мастера, работавшие в Кремле, получали в то время жалованье от 8 до 40 рублей в год).
      К середине XVII века ударное оружие, прослужив не одно столетие, сходи 1 с вооружения. Но булава, как символ власти и достоинства, сохраняет свое значение у украинских гетманов до XIX века. "Иван Степанович... присягнул великим государям, получил знамя, булаву и бунчук", -пишет в исторической хронике Н. Задонский об избрании Мазепы гетманом. Вплоть до XX столетия булава, под названием насеки, являлась принадлежностью станичных и поселковых атаманов.