Роберт Линн Асприн родился в Сент-Джонсе (штат Мичиган) в 1946 году. Он рос в университетском городке Энн-Эрбор, в окружении музеев и библиотек. Еще с детских лет он привык ценить разнообразие во всем, а учеба в Мичиганском университете и служба в армии во время вьетнамской войны лишь укрепили эту привычку.
Окончательно мировоззрение Асприна как писателя сформировали двенадцать лет, которые он проработал в бухгалтерии небольшой фирмы - одного из американских филиалов корпорации «Ксерокс».
В последние годы живет в Энн-Эрборе (штат Мичиган).
Интересы и увлечения Асприна чрезвычайно разнообразны - от фехтования и музыки до рыбалки (он предпочитает ловить тропических рыб) и шитья. По собственному признанию писателя, кем он только не был - учителем фехтования, монгольским полководцем, клингоном (раса инопланетян из сериала «Звездный путь»), бухгалтером, космическим наёмником...
Критики и библиографы относятся к этой биографии не слишком доверчиво...
Начинал Асприн с научно-фантастических романов - точнее, НФ-боевиков, добротных, но вполне традиционных, как, к примеру, его первый роман «Холодные финансовые войны» (The Cold Cash War, др. перевод «Холодная война наличных») был напечатан в 1977 году. Конкуренция крупнейших корпораций мира приводит к войне, вот только война эта ненастоящая, в ней нет погибших - есть временно обездвиженные, и борьба корпораций не ограничивается только этой «войной» - заказные убийства , промышленный шпионаж, предательства… В войну ввязываются правительства стран, имеющих к ней отношение. Корпорации объединяют усилия против общего врага и создают свою армию, состоящую из наёмников…
Асприн воодушевился этой историей именно в то время, когда работал на компанию Ксерокс, его раздражал бюрократизм и неэффективность руководства.
Следующий его роман «Войны империи Тзен» (или «Боевая элита империи» - The Bug Wars, 1980) посвящён военной тематике. В нем рассказывается о войнах между рептилиями и насекомыми, с позиции рептилий. Центральное место в нём занимает социальная тема, основанная на описании общественной и социальной структуры общества рептилий (Тзенов). Ученые, Техники, Воины - эти и только эти касты составляют расу Тзенов. Их цивилизация зарождалась и развивалась в условиях постоянных войн, и поражение в любой из них грозило полным уничтожением расы.
В результате родилось общество, в котором нет места ни поэтам, ни художникам, ни мечтателям. Тзен либо разрабатывает новые средства ведения войны, или воплощает изобретения в реальных конструкциях, или доводит до совершенства навыки боевого мастерства…
Известность ему принесли первые романы цикла «Мир воров» (Thieves World), собранных из произведений разных авторов. Асприн до сих пор является ответственным редактором этого цикла, вместе со своей женой Линн Абби (род. 1948). Именно начиная с «Мира воров» Асприн становится тем самым Асприном, которого читают миллионы, - великолепным мастером юмористической фантастики и фэнтези.
За «Миром воров» последовал цикл «Шутт» и знаменитый «МИФический цикл» («МИФы», «МИФология», «МИФические истории»).
В «МИФах» он создаёт настоящий Мир фэнтези, необычный и где-то гротескный, прекрасный и непредсказуемый, Мир, в котором возможно абсолютно всё...
Молодой ученик мага Скив из захолустного и отсталого измерения Пент, мечтающий стать воришкой, теряет своего учителя, но знакомится с демоном Аазом, магом из измерения Извр, который теряет свои магические способности. Скив становится учеником демона-изверга (уроженца Извра) и они отправляются на поиски убийцы с тем, чтобы вернуть Аазу его способности и отомстить… Путешествия по измерениям, необычайные друзья и приключения… Их маленький союз превращается в «Корпорацию МИФ».
По признанию одного из поклонников Асприна, «МИФический цикл» напоминает ему своего рода... литературный попкорн: романы столь хороши, что проглатываешь их на одном дыхании, сам того не замечая... Впрочем, если бы в «МИФе» кроме юмора ничего не было бы, он бы наверняка не приобрел бы той популярности, которой он заслуженно пользуется.
Книги Асприна отличает то, что в них то и дело идёт речь о деталях повседневной жизни, вероятно поэтому герои Асприна реальны и ничуть не менее реальны отношения между ними, что, безусловно, является признаком Большой Литературы. Они любят друг друга, издеваются один над другим, поддерживают и отвергают точно так же как и мы, простые смертные.
Писательский стиль Асприна отличается грубоватым юмором, легкой иронией и социальностью, то тут, то там проглядывают намеки на наш мир, который кажется всего лишь крупинкой в огромном МИФческом мире.